Данный модуль является ресурсом для лекторов  

 

Раздел 1. Введение в международные стандарты и нормы, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия

 

При определении любого уголовного обвинения, каждый человек имеет право защищать себя самостоятельно или получить юридическую помощь со стороны адвоката  по своему выбору;  быть проинформированным, если он не имеет адвоката, и получить назначенную ему юридическую помощь во всех случаях, когда этого требуют интересы правосудия и без оплаты ее услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами. (Международный пакт о гражданских и политических правах, Резолюция GA 2200A (XXI), статья 14 (3) d). Такая формулировка права на доступ к юридической помощи в уголовном процессе или что-то очень похожее встречается в конституциях нескольких стран и включена в ряд региональных договоров по правам человека. Например, право на юридическую помощь закреплено в статье 6 (3) (с) Европейской конвенции о правах человека; в статье 45 (h) (i) Устава Организации американских государств. Однако, хотя право на доступ к адвокату, который при необходимости финансируется государством, отражен о в законах многих (хотя и не всех) стран, условия, регулирующие право на юридическую помощь, значительно различаются и часто ограничивают такое право лиц, являющихся объектом уголовного судопроизводства. Кроме того, перевод юридических прав в практический и значимый доступ к юридической помощи часто бывает недостаточным. Очень часто это усугубляется отсутствием адекватной статистической и другой информации о степени доступности юридической помощи.

В Принципах и руководящих положениях Организации Объединенных Наций, касающихся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия (UNPG), признается, что правовая помощь «является важным элементом справедливой, гуманной и эффективной системы уголовного правосудия, основанной на верховенстве права» (2013 год, приложение А, введение, пункт 1). Опираясь на международные стандарты и общепризнанную передовую практику, UNPG стремятся дать рекомендации «об основополагающих принципах, на которых должна основываться система юридической помощи в области уголовного правосудия и отображать конкретные элементы, необходимые для эффективной и устойчивой национальной системы правовой помощи» (2013, Приложение, А. Введение,  пункт 6). Другими словами, они стремятся предоставить план для эффективной системы юридической помощи, которая действует на всех этапах уголовного процесса, независимо от процессуальных традиций и социально-экономических обстоятельств в любой конкретной юрисдикции.

Термин «юридическая помощь» определен в UNPG следующим образом:

«Юридическая помощь» подразумевает юридические консультации, помощь и представление лиц, задержанных, арестованных или заключенных в тюрьму, подозреваемых, обвиняемых, или привлекаемых к ответственности в связи с совершением уголовного преступления, а также жертв и свидетелей в процессе уголовного правосудия, которые предоставляются бесплатно тем, кто не имеет достаточных средств или когда этого требуют интересы правосудия. Кроме того, «юридическая помощь» призвана продвигать концепции юридического образования, доступа к правовой информации и другим услугам, предоставляемым лицам через альтернативные механизмы разрешения споров и процессы восстановительного правосудия (2013, приложение, А введение, пункт 8)

UNPG в первую очередь направлены на обеспечение права на юридическую помощь, в отличие от права на юридическую поддержку, и предназначены для создания международных норм и их реализации в соответствии с правом защищать себя посредством  юридической поддержки. Принятое в UNPG определение «юридической помощи» включает в себя как предоставляемые услуги юридические консультации, юридическую поддержку и представительство, так и бесплатное предоставление этих услуг лицам, имеющим на это право.

Национальные системы уголовного правосудия большинства стран информированы об одной или другой из двух основных процедуральных традиций: традиции следствия и традиции состязательности. Хотя, на практике и существуют значительные различия в процессах уголовного правосудия разных стран, основанных на определенной процессуальной традиции, в каждой из них можно установить широкий спектр тем (см. вставку ниже). Поэтому при рассмотрении вопроса о доступе к юридической помощи и, в частности, о практических последствиях права на доступ к юридической помощи необходимо учитывать уголовно-процессуальный контекст, в котором она будет действовать. Примеры региональных документов, которые применяются в странах с различными процессуальными традициями, см. В Принципах и руководствах государственной защиты в Северной и Южной Америке и Директивах ЕС о праве доступа к адвокату (2013/48 / EU) и о праве на юридическую помощь (2016/1919/EU).

 

Традиции следствия и традиции состязательности

Состязательный подход воплощает идею о том, что уголовный процесс информирован и характеризуется конфликтом между человеком и государством. Если государство обвиняет гражданина в совершении уголовного преступления, то государство должно доказать это без помощи обвиняемого в независимом судебном суде. Суд не имеет следственной функции и должен принимать решение о виновности или невиновности лица основываясь на доказательствах, представленных обвинением, и, в случае их наличия, признать его виновным. Информация, относящаяся к приговору, должна рассматриваться только после установления вины. Роль обвиняемых в этом процессе весьма пассивна. 

Традиции состязательности отражают индивидуалистическую философию, воплощающую глубокий скептицизм в отношении способности (или даже легитимности) государства и государственных чиновников действовать беспристрастным и объективным образом. 

Традиции следствия, с другой стороны, отражают более коллективистские отношения между гражданином и государством, в соответствии с которыми государство не только заслуживает доверия касательно справедливого отношения к предмету, но и обязано как сохранять целостность общества, так и помогать нарушителю в ре-интеграции. Таким образом, лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, является предметом расследования, проведенного судебным должностным лицом в рамках процесса, направленного на установление «правды», и имеет широкое обязательство оказывать содействие в этом процессе. При оценке вины или невиновности суд определяет и может принять во внимание все соответствующие материалы, собранные в ходе расследования, и основная функция судебного разбирательства заключается в обеспечении того, чтобы материалы, подлежащие рассмотрению, были получены законным и надлежащим образом. В этом случае не существует четкого различия между этапами судебного разбирательства и вынесения приговора, и информация, относящаяся только к приговору, тем не менее, доступна суду еще до установления вины.

Cape, Ed (forthcoming). Defense Rights, Duties, Norms and Practices in Common Law and Civil Law Jurisdictions. In D. Brown, J. Turner and B. Weißer, eds. Oxford Handbook of Criminal Process. Oxford University Press.
 
 Далее: Раздел второй
Наверх