Представляемая картина об организованной преступности далека от правды. Реальность - это совсем не Голливуд, а скорее динамичные организованные уголовные сети, получающие прибыль от сбыта нелегальных товаров там, где на них есть спрос. Эти международные подпольные рынки себя не афишируют, являются куда более сложными, чем когда-либо, и ежегодно приносят доход на миллиарды долларов.
Транснациональная организованная преступность - это крупный бизнес. По оценкам, в 2009 году ее оборот составил 870 млрд. долл. США[1], что равнозначно 1,5 процента мирового ВВП[2]. Эта сумма более чем в шесть раз превышает объем официальной помощи на цели развития за указанный год и равняется почти семи процентам мирового экспорта товаров.
Транснациональная организованная преступность включает в себя фактически все серьезные приносящие прибыль виды преступной деятельности международного характера, в которую вовлечены несколько стран. Существует множество видов деятельности, которые можно охарактеризовать как транснациональную организованную преступность, включая незаконный оборот наркотиков, незаконный ввоз мигрантов, торговлю людьми, отмывание денег, незаконную торговлю огнестрельным оружием, контрафактными товарами, дикими животными и растениями и культурными ценностями и даже некоторые формы киберпреступности. Транснациональная организованная преступность создает угрозу для мира и безопасности людей, ведет к нарушению прав человека и подрывает экономическое, социальное, культурное, политическое и социальное развитие общества во всем мире. Связанные с ней огромные денежные суммы способны подорвать законную экономику и оказать прямое воздействие на управление, например, посредством коррупции и покупки голосов избирателей.
Организованная преступность ежегодно уносит бесчисленное количество жизней. Частью всего этого являются медицинские проблемы и насилие, связанные с наркотиками, убийства с применением огнестрельного оружия и недобросовестные методы и мотивация торговцев людьми и лиц, занимающихся незаконным ввозом мигрантов. От деятельности организованных преступных групп ежегодно страдают миллионы людей, ведь жертвами только одной торговли людьми становятся 2,4 млн. человек[3].
Транснациональная организованная преступность не стоит на месте, а является постоянно изменяющейся отраслью, которая адаптируется к рынкам и порождает новые виды преступности. Короче говоря, это - незаконный бизнес, который выходит за культурные, социальные, языковые и географические рамки и для которого неведомы ни границы, ни правила.
Незаконный оборот наркотиков по‑прежнему является самым выгодным для преступников бизнесом, стоимость которого, по оценкам, составляет 320 млрд. долларов США[4]. По данным ЮНОДК, приблизительная стоимость только одних мировых рынков кокаина и опиатов составила в 2009 году соответственно 85 и 68 млрд. долларов США[5].
Торговля людьми является глобальной преступной деятельностью, посредством которой мужчины, женщины и дети становятся объектами сексуальной или трудовой эксплуатации. Хотя цифры разнятся, согласно оценке, опубликованной Международной организацией труда (МОТ) в 2005 году, количество жертв торговли людьми в любой данный момент составляет порядка 2,4 млн. человек, а прибыль от этой торговли равняется приблизительно 32 млрд. долларов США[6]. При этом более свежие и точные оценки МОТ общих тенденций в области принудительного труда позволяют нам сделать вывод, что масштабы этой проблемы куда более значительны. В Европе только одна торговля преимущественно женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации приносит ежегодно 3 млрд. долл. США и в любой момент времени охватывает 140 000 жертв, причем каждый год ее новыми жертвами становятся 70 000 человек[7].
Незаконный ввоз мигрантов - это хорошо организованный бизнес, связанный с перемещением людей по всему миру по нелегальным маршрутам через преступные сети и группы. Организованные преступные группы могут предлагать мигрантам пакет услуг по незаконной перевозке, а в пути с ними обращаются соответственно той цене, которую они платят организаторам. В процессе незаконного ввоза их права часто нарушаются, их могут ограбить, изнасиловать, избить, потребовать от них выкуп или даже оставить умирать в тех случаях, когда организаторы сталкиваются со слишком высоким риском. Многих организаторов незаконного ввоза совсем не беспокоит, если мигранты утонут в море, умрут от обезвоживания в пустыне или задохнутся в контейнере. Ежегодно эта деятельность приносит миллиарды долларов. В 2009 году прибыль от незаконного ввоза 3 млн. мигрантов из Латинской Америки в Северную Америку[8] составила около 6,6 млрд. долл. США, а годом ранее незаконный ввоз в Европу 55 000 мигрантов из Африки принес 150 млн. долларов США[9].
Незаконная торговля огнестрельным оружием ежегодно приносит порядка 170-320 млн. долл. США[10], и в результате этой торговли в руки преступников и бандитских шаек попадает легкое и автоматическое стрелковое оружие. Определить количество жертв применения такого незаконного оружия довольно сложно, однако в некоторых регионах (например, в Северной, Центральной и Южной Америке) существует тесная взаимосвязь между числом убийств и процентной долей убийств с применением огнестрельного оружия[11].
Незаконный оборот природных ресурсов включает контрабанду необработанных материалов, например алмазов и редких металлов (нередко из зон конфликтов). При этом незаконный оборот древесины Юго-Восточной Азии приносит доход в размере 3,5 млрд. долларов США[12]. Этот вид преступной деятельности не только дает возможность преступным группам получать деньги, но и в конечном итоге способствует обезлесению, изменению климата и нищете в сельских районах.
Незаконная торговля дикими животными и растениями является еще одним прибыльным бизнесом для организованных преступных групп. Им занимаются браконьеры, отправляющие шкуры и части тела животных на экспорт на зарубежные рынки. Незаконная торговля слоновой костью, рогом носорога и шкурами тигра, которые доставляются из Африки и Юго-Восточной Азии в Азию, ежегодно приносит 75 млн. долл. США преступных доходов и угрожает самому существованию некоторых видов[13]. Организованные преступные группы занимаются также торговлей живыми и редкими растениями и животными, которая ставит под угрозу само их существование, для удовлетворения спроса коллекционеров или неразборчивых потребителей. Согласно данным Международного фонда охраны природы, торговцы ежегодно незаконно переправляют свыше 100 млн. тонн рыбы, 1,5 млн. живых птиц и 440 000 тонн лекарственных растений[14].
Торговля поддельными лекарствами вызывает особую тревогу, поскольку этот вид бизнеса может представлять смертельную опасность для потребителей. Используя в своих интересах рост объема законных поставок лекарств из Азии в другие развивающиеся регионы, в частности в Юго-Восточную Азию и Африку, преступники зарабатывают на продаже поддельных лекарств только на этих двух континентах 1,6 млрд. долларов США[15]. Однако вместо того, чтобы лечить людей, эти поддельные лекарства приводят к смерти больных, например, такими смертельно опасными инфекционными заболеваниями, как малярия и туберкулёз, либо вызывают у них лекарственную зависимость. Помимо традиционных методов торговли, преступники продолжают развивать как в развитых, так и в развивающихся странах прибыльную онлайновую торговлю поддельными лекарствами, которая также может иметь последствия для здоровья потребителей.
Киберпреступность охватывает несколько направлений, однако одним из самых выгодных для преступников направлений является хищение личных данных, которое ежегодно приносит им порядка 1 млрд. долларов США[16]. Преступники всё чаще используют Интернет для хищения частных данных и получения обманным путем доступа к банковским счетам и данных платежных карт.
Хотя транснациональная организованная преступность - это глобальная угроза, ее воздействие ощущается и на местном уровне. Когда организованная преступность пускает корни, она может дестабилизировать положение в странах и целых регионах и тем самым наносить ущерб помощи, оказываемой в целях их развития. Организованные преступные группы могут также взаимодействовать с местными преступными элементами, что приводит к росту на местном уровне случаев коррупции, вымогательства, рэкета и насилия, а также целого ряда других более изощренных видов преступлений. Бандитские шайки способны также превращать города в опасные зоны и создавать угрозу для жизни граждан.
Организованная преступность затрагивает людей и в развивающихся, и в развитых странах. Деньги отмываются через банковские системы. Люди становятся жертвами хищения личных данных, за совершение которого ежегодно задерживаются 1,5 млн. человек[17]. Во многих развитых странах уголовные группы продают женщин для сексуальной эксплуатации и детей для принудительного попрошайничества и совершения краж со взломом и карманных краж. Организованным бизнесом является также кража автомобилей, когда автомобили угоняются на заказ и переправляются за рубеж. На законный рынок попадают поддельные лекарства и пищевые продукты, которые не только вводят людей в заблуждение, но и могут угрожать их жизни и здоровью. К этому следует добавить торговлю контрафактной продукцией, которая лишает страны налоговых поступлений. Все это может также иметь последствия для законных компаний, поскольку незаконно произведенные товары вытесняют оригинальную продукцию, что в свою очередь ведет к уменьшению доходов работодателей.
Организованная преступность увеличивает государственные расходы на безопасность и полицию и наносит ущерб самим стандартам прав человека, которые многие страны стремятся соблюдать особенно в тех случаях, когда речь идет о такой деятельности, как торговля людьми, похищение людей и вымогательство. Она также способна подпитывать местную преступность, что в свою очередь ведет к увеличению расходов, например, на выплату страховых премий, и к общему росту преступности и отсутствию общественной безопасности.
Доходы от большинства преступлений имеют наличную форму, что сопряжено с большим риском для преступников. Поскольку наличные деньги трудно спрятать, они увеличивают вероятность разоблачения, хищения соперничающими преступниками и обнаружения полицией. Когда наличные деньги поступают в каналы законной экономики, они становятся особенно уязвимыми для выявления и вмешательства правоохранительных органов. В этой связи преступники принимают меры для того, чтобы наличные деньги не вызывали подозрений. Например, они могут переводить их за границу или использовать их для приобретения других активов или же пытаться ввести их в сферу законной экономики через предприятия с высоким наличным оборотом. Согласно оценкам, около 70 процентов незаконных доходов вероятно отмываются через финансовую систему, что является неотъемлемой частью транснациональной организованной преступности. Однако, несмотря на это, перехватывается и конфисковывается менее одного процента этих отмытых доходов[18].
Борьба с таким глобальным явлением, как транснациональная организованная преступность, требует партнерских отношений на всех уровнях. В этой борьбе свою роль должны играть правительства, деловые круги, гражданское общество, международные организации и люди во всех странах мира. Важнейшее значение в борьбе с организованной преступностью имеют, в частности, следующие аспекты:
Оговорка: Настоящий информационный документ выпускается без официального редактирования. Его содержание
|
[2] UNODC: Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crime. 2011. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Illicit_financial_flows_2011_web.pdf.
[3] По оценкам 2005 года Международной организации труда (МОТ). При этом свежие точные оценки МОТ общих тенденций в области принудительного труда позволяют нам сделать вывод, что масштабы этой проблемы куда более значительны. МОТ: Глобальный альянс против принудительного труда. 2005 год.
http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_norm/@declaration/documents/publication/
cms_088486.pdf.
[4] По данным 2005 года. ЮНОДК: Всемирный доклад о наркотиках за 2011 год. http://www.unodc.org/wdr.
[5] ЮНОДК: Всемирный доклад о наркотиках за 2011 год. http://www.unodc.org/wdr.
[6] МОТ: Глобальный альянс против принудительного труда. 2005 год.
http://www.ilo.org/wcmsp5/
groups/public/@ed_norm/@declaration/documents/publication/wcms_088486.pdf.
[7] UNODC: Trafficking in Persons to Europe for Sexual Exploitation. June 2010. http://www.unodc.org/documents/publications/TiP_Europe_EN_LORES.pdf.
[8] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[9] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[11] ЮНОДК: Глобальное исследование по проблеме убийств. 2011 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/statistics/Homicide/Globa_study_on_homicide_2011_web.pdf.
[12] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[13] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[15] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[16] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[17] ЮНОДК: Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности. 2010 год. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/TOCTA_Report_2010_low_res.pdf.
[18] UNODC: Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crime. 2011. http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Illicit_financial_flows_2011_web.pdf.