Новые психоактивные вещества (НПВ), продаваемые под видом «легальных наркотиков», распространяются беспрецедентными темпами и превращаются в серьезную угрозу для здравоохранения и реальную проблему наркополитики стран Центральной Азии. О негативном воздействии НПВ на здоровье человека и наносимом ими вреде обществу мало что известно, и это существенно затрудняет профилактику и лечение. Для эффективного противодействия этой новой проблеме необходимо обеспечить постоянный мониторинг наркологической ситуации, обмен информацией и повышение осведомленности о рисках.
С целью рассмотрения возможности многосекторального партнёрства между государственными структурами, неправительственными организациями, академическими учреждениями и исследовательскими центрами по вопросам изучения ситуации с новыми психоактивными веществами (НПВ) и улучшения доступности и эффективности услуг для людей, употребляющих НПВ, Программный офис УНП ООН в Кыргызской Республике совместно с Ассоциацией «Сеть снижения вреда», Общественным фондом «Плюс Центр», Институтом глобальных исследований «GLORI» и при поддержке ЮНЭЙДС провели конференцию «Поиск эффективных решений проблемы новых психоактивных веществ в Кыргызстане: обзор многосекторального партнёрства сообществ, учёных и практиков» в онлайн формате.
Более 46 экспертов, специалистов и представителей международных организаций стран Центральной Азии ознакомились с ситуацией по НПВ в стране и в регионе и рассмотрели вопросы по улучшению доступности и эффективности услуг для людей, употребляющих НПВ.
В Кыргызской Республике первые случаи употребления синтетических наркотиков начали фиксировать в 2013 году. Тогда на рынке появились синтетические каннабиноиды – курительные смеси, известные как «спайсы, употребление которых, было широко распространено, особенно среди молодежи. Только в 2015 году, в Кыргызстане был принят закон, запрещающий употребление синтетических наркотиков, в том числе «спайсов» и других курительных смесей. Но появление новых синтетических наркотиков, таких как «соли», «соли для ванн» и «кристаллы», требует их включение в перечень нелегальных веществ. В 2014 году выявлено более 400 НПВ, а в 2020 году уже более 800 НПВ.
«Хотел бы в рамках конференции заострить внимание на очень важном моменте: легальности НПВ», сказал г-н Тимур Исаков, ответственный секретарь Государственный координационный комитет по контролю наркотиков (ГККН). «В настоящее время эти вещества существуют в виде новых психоактивных веществ, они легальны и их у гражданина или организации нельзя изъять. Они находятся в законном обороте. Давайте в юридическом плане будем говорить не о том, что их нужно изымать, а о том, что их необходимо идентифицировать».
В связи с этой ситуацией в 2015 году под эгидой ГСКН собралась межведомственная рабочая группа, итогом деятельности которой стало внесение дополнительных веществ в списки запрещенных.
«Что касается подходов, то единственное, что можно их контролировать по-разному. Первое, на глобальном уровне. Но это система не быстрая. Поэтому, ряд государств начали включать НПВ через группы. Но в стране мы не придерживаемся этой позиции, так как в Кыргызстане очень жесткий закон об НПВ В этом плане мы формируем списки аналогов, сейчас мы также ведем такую работу, чтобы соответствовать тем нормам, которые заложены в Уголовно-процессуального кодекса и Уголовно кодекса Кыргызской Республики. Главной задачей является выявление новых психотропных веществ», заключил Тимур Исаков.
Глава Ассоциации «Сеть снижения вреда» г-н Сергей Бессонов затронул вопрос распространения НПВ на территории Кыргызстана. По его мнению, на появление НПВ на рынке страны повлияли ряд факторов: близкие границы с Китаем и Афганистаном, их доступность, бесконтактное распространение посредством мессенджеров: Телеграмм и интернет-ресурсов. Он уверен, что «традиционные программы профилактики не будут работать на людях, потребляющих (НПВ. «Оказание услуг профилактики по интернету, это будущее для нового поколения наркопотребителей», заключил г-н Бессонов.
Для организации оказания медицинской, психологической и социальной помощи потребителям НПВ с момента подозрения или установления диагноза, в 2019 году УНП ООН инициировало проведение исследования в результате которого разработано «Клиническое руководство по оказанию помощи взрослым потребителям новых психоактивных веществ» и новый Клинический Протокол по НПВ, который в ближайшее время будет внедрен в работу медицинских учреждений.
«Я надеюсь, что это клиническое руководство станет полезным прикладным инструментом для наших врачей,. Все это мы запустили вовремя, так как я вижу тревожные сигналы - молодежь в Центральной Азии начинает достаточно активно переходить на новые психоактивные вещества, особенно Мефедрон. Это вещество является синтетическим психостимуляторов – аналогом амфетамина. И проблема в том, что на данный момент нет способов оказывать помощь при такой зависимости», сказал г-н Кубанычбек Ормушев, Координатор Программы по профилактики наркопотребления Программного офиса УНП ООН в Кыргызской Республике.
Г-н Данил Никитин, директор Института глобальных исследований «GLORI» сообщил, что во время фокус-групп наркозависимые девушки и женщины жалуются, что их близкое окружение долго не замечает что они зависимы.
«Когда же это происходит, родственники их начинают их всячески лечить. И порой такое лечение можно отнести к семейному насилию. В этом плане показательна модель WINGS, которая начала применяться еще в Нью-Йорке. Там сами наркозависимые женщины смогли мобилизоваться и разработать для себя некую мотивацию и постановку цели. Тем более, что мы не можем решать что-то за человека, в том числе, нужно ли ему лечение. Для этого необходимо его замотивировать и сделать это целью его жизни. Это, конечно, штучная работа, ее делать тяжело и трудно, но пока получается», заключил специалист.
Итогом конференции стала заключение, что тенденция распространения НПВ в Кыргызской Республике и Центральной Азии, в целом продолжает расти, отодвигая на второй план традиционные наркотики. Однако это создает проблему неэффективности существующей профилактики наркозависимости, а также ее лечения. И эти вопросы требуют отдельно проработки.
СПРАВОЧНО
НПВ встречаются на рынке под названиями «легальные наркотики», «травяные наркотики», «соли для ванн» и «химические реактивы». Для терминологической ясности в УНП ООН используется тер-мин «новые психоактивные вещества (НПВ)», определяемый как «вещества, являющиеся предметом злоупотребления в чистом виде либо в виде препарата, которые не подпадают под контроль согласно Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, или Конвенции 1971 года, однако могут представлять угрозу для здоровья населения». Слово «новые» в названии указывает не столько на новизну таких веществ — некоторые были синтезированы 40 лет назад, сколько на их недавнее появление на рынке.
Употребление НПВ часто сопровождается расстройствами здоровья. В целом НПВ могут вызывать самые разные побочные эффекты — судорожные припадки, беспокойство, агрессивность, острые психозы и потенциальное развитие зависимости. Потребители НПВ нередко попадают в больницу с тяжелыми отравлениями.
Мероприятие проходило в рамках проекта Программного офиса УНП ООН в Кыргызской Республике «Оценка потребностей и доступности услуг в сфере профилактики и лечения ВИЧ для лиц в Кыргызстане, употребляющих новые психоактивные вещества и стимуляторы», реализуемого подпрограммой 3: Профилактика, лечение, реинтеграция и профилактика ВИЧ-инфекции Программы УНП ООН для Центральной Азии на 2015-2021 годы.
статья на Английском
***
За дополнительной информацией обращайтесь к Василине Бражко,
Координатору по связям с общественностью и работе со СМИ
УНП ООН в Центральной Азии по телефону +996775987817 (WhatsApp)
или по эл. почте vasilina.brazhko[@]un.org